Оцените свое психическое здоровье






 

Алексей Федоров: «Скорая помощь – не «домашняя медицина»

Алексей Федоров: «Скорая помощь – не «домашняя медицина»

Телефонный номер «03» знаком всем как номер надежды на спасение в кризисной ситуации. А как живут те, кто эту помощь обеспечивают? О буднях и перспективах развития учреждения рассказал  «Медицинскому вестнику» главный врач БУ «Республиканская станция скорой медицинской помощи», главный внештатный специалист по скорой медицинской помощи Министерства здравоохранения ЧР А. В. Федоров.

– Алексей Вячеславович, охарактеризуйте общую ситуацию с количеством обращений в службу скорой помощи в Чувашии.
– В 2015 г. обращаемость за скорой помощью составила 367 тысяч случаев (296,5 на 1000 населения). В среднем, в сутки по республике оказывается помощь около 900 пациентам. За последние десять лет количество звонков на телефон «03» увеличилось в три раза, только в последние три года – в полтора раза. Связано это с несколькими факторами.
Во-первых, люди становятся более мобильными. Ведь те времена, когда был один телефон на округу, прошли, а развитие средств связи приводит к тому, что меняется психология людей, особенно у сельских жителей. Если раньше они терпели до последнего, то теперь они звонят с такой же частотой, как и горожане.
Во-вторых, количество звонков в скорую тесно связано и с работой первичного звена: чем ощутимей нехватка участковых терапевтов, тем выше нагрузка на нас. Доходит до того, что с одного участка поступает 11 вызовов в день. Анализируя количество вызовов в районах с отдельно стоящими офисами, мы даже можем предположить, когда врач ушел в отпуск! В-третьих, чем более высокотехнологичными становятся стационары и меньше остается в них койко-мест для пациентов с хроническими болезнями, привыкших периодически «полежать-покапаться», тем больше идет обращений в скорую. К сожалению, еще не все пациенты осознали, что современные технологии лечения изменились:  сегодня врачи уже подбирают постоянные препараты, которые могут купировать болезнь на протяжении всей жизни. Ну а если кому-то очень надо «полежать-прокапаться» - это нужно делать в дневном стационаре или отправляться в санаторий.
Хочу также отметить, что увеличение количества звонков не означает, что на все вызовы отправляются именно машины скорой помощи. Количество выездов осталось прежним, ведь инфраструктура, созданная под территорию, не изменилась. Поэтому часть звонков теперь обслуживают бригады неотложной помощи, созданные при медучреждениях.
– Актуальный вопрос для всех пациентов: по какому принципу идет распределение вызовов на скорую и неотложную помощь?
– В 2011 г. вышел Федеральный закон №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», который разделил медицинскую помощь по вызову на два вида: экстренную (при ситуации с угрозой для жизни) и неотложную (когда угрозы жизни нет, к примеру, при обострениях у хронических больных, которые не могут сами добраться до поликлиники). Такая практика существовала еще в СССР, но после его распада функционал неотложки постепенно лег на плечи сотрудников скорой помощи.
Сейчас при всех больницах вновь создана эта служба. И это своевременное решение, ведь анализ звонков показал, что в общей структуре вызовов лишь 30% – это звонки по экстренным случаям (а именно они и являются нашим профилем). 70% звонков относятся к неотложным случаям. И все же около 50% таких вызовов сегодня скорая помощь обслуживает сама, а 20% вызовов сразу перенаправляются в поликлиники, и по ним работают врачи из службы неотложной помощи.
При этом четверть звонящих  из этих 20% - это наши «телефонные экстремисты». По ним мы работаем вместе с поликлиникой, посещаем их на дому, выясняем полную картину. К примеру, есть в Новочебоксарске дама с бронхиальной астмой, которая вызывает скорую по два раза в день. Картина такая: пациентке назначено лечение, у нее есть все медикаменты, как их принимать - она знает, но, в нарушение режима жизни, женщина  затеяла дома ремонт, сняла с пола линолеум,  открыв цементную стяжку. Конечно, болезнь немедленно обострилась! При этом у нее еще живут пять-шесть кошек, и расставаться с ними она не собирается! И вот дама нещадно эксплуатирует систему здравоохранения, фактически угрожая чьей-то другой жизни, так как врачи все время ею занимаются! И, к сожалению, в нашем законодательстве нет никакой защиты от таких звонков, поскольку штраф за ложный вызов нам еще нужно обосновать.
– Вызовы по каким заболеваниям лидируют?
– Половина – это вызовы сердечников. Более того, каждый год идет прирост сердечно-сосудистых заболеваний на 2-3%, по причине увеличения больных с повышенным артериальным давлением.
Второй по частоте причиной звонков в скорую  является высокая температура у больного. В основном это сезонное явление, обычно - после новогодних праздников, когда начинается эпидемия. Этот период очень напряженный для скорой помощи, каждый третий вызов – по поводу ОРВИ.
На третьем месте – вызовы к детям (20%). Чаще всего - по поводу «непонятно почему плачет». Конечно, в этой ситуации по телефону поставить диагноз невозможно, особенно если это дети до 3-х лет, и бригада скорой выезжает.
На четвертом месте – уличные травмы (15-20%). Особенно много черепно-мозговых травм в зимний период.
– Какие меры принимаются в Чувашии для изменения ситуации?
– В целях повышения эффективности службы и оптимизации расходов в 2012 г. началось объединение служб, ранее самостоятельных, в одно юридическое лицо – Республиканскую станцию скорой медпомощи (РССМП). В начале в структуру РССМП вошли станции скорой помощи (ССП) Чебоксар и городов Алатырь, Канаш, Шумерля. Чуть позже присоединились отделения 11 районов и Новочебоксарка. В итоге уже получилась единая централизованная станция, одна из крупнейших в России. К июлю 2016 г. в РССМП вольется ССП Мариинско-Посадского района, а к февралю 2017 года – ССП Батыревского, Яльчикского, Шемуршинского и Комсомольского районов.
ССП оставшихся пяти районов республики – Ядринского, Моргаушского, Аликовского, Козловского и Урмарского районов – решено оставить структурными подразделениями ЦРБ. Их слияние с РССМ экономически нецелесообразно, так как населенные пункты этих районов расположены более чем на 30 км от координирующих пунктов РССМП.
Отмечу, что реформа в скорой идет по всей стране, сейчас практически все регионы начали создавать республиканские, областные, краевые структуры, но не везде все удается. К примеру, сложно идет объединение у наших соседей в Ульяновске,  где  город разделен рекой, тормозится процесс в Саранске. В нашей республике объединение ССП дало наибольший эффект в сравнении с соседними регионами, ведь у Чувашии есть огромные преимущества: у нас компактный регион, что дает возможность расположить пункты скорой помощи оптимально, у нас хорошие дороги, по которым можно быстро добраться в любую точку республики. Единое управление, единая транспортная составляющая улучшили оказание медпомощи для жителей отдаленных районов.
Приведу такие примеры. Между городами Чебоксары и Новочебоксарск есть  деревни Пихтулино и Типсирма. И поскольку они относились к Чебоксарскому району, то обслуживались ССП этой ЦРБ, расположенной гораздо дальше. Усложняло ситуацию и то, что чтобы дозвониться в Кугеси, нужно было знать длинный номер мобильного телефона, поскольку, набрав цифры 03, человек попадал либо в Чебоксары, либо в Новочебоксарск. Похожая ситуация была в Канашском районе, где городская станция обслуживала только Канаш, а станция, расположенная в ЦРБ в Шихазанах, брала на себя всю округу. И очень часто получалось, что до места, откуда пришел вызов, надо было ехать через Канаш, то есть  увеличивались и длина, и время пути.
По республике завершена установка системы спутникового позиционирования  ГЛОНАСС, и теперь распределение вызовов выстроено более оптимально: на вызов едет машина, которая в данный момент находится ближе всего к этому адресу. К примеру, бригада из Цивильска привезла ребенка в Республиканскую детскую клиническую больницу, а тут поступает вызов с улицы Гладкова. В этом случае мы отправляем не городскую машину, а эту цивильскую бригаду. Таким образом, создав единую сеть, мы стерли все границы и можем оперировать не двумя-тремя, а гораздо большим количеством машин и отправлять на вызов любую ближайшую бригаду. Объединение также позволило не допускать ситуации, когда район остается без дежурной машины. Например, когда все машины (а их обычно 2-3) заняты транспортировкой пациентов в столицу или в райцентры, на поступивший вызов едет ближайшая свободная бригада.

– Какие федеральные программы направлены на развитие службы скорой помощи?
– Скорая помощь была одним из тех направлений, ради которых в свое время реализовывался Нацпроект «Здоровье». Он был нацелен на то чтобы, «закрыть» страшную «дыру» с врачами на приеме и в «скорой». Кроме кадровой проблемы, тогда решался и вопрос с техникой. В рамках проекта в 2006-2007 гг. в Чувашии был на 100% обновлен парк машин скорой помощи, причем тогда было приобретено 248 новых машин, что позволило создать хороший запас на будущее. Дело в том, что по ГОСТу машина скорой должна эксплуатироваться 5 лет, у нас же те машины, благодаря бережной эксплуатации, прослужили 10 лет! К слову, даже сейчас около 150 машин до сих пор на ходу.
Отмечу и программу «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах», по которой в республику пришли 2 реанимобиля. Дело в том, что статистика погибших от ДТП на 100 тысяч населения в Чувашии - одна из худших в стране. Связано это с тем, что федеральная трасса М7 и республиканская А151 - трассы повышенной аварийности. Сейчас врачебные бригады ведут круглосуточное дежурство на  реанимобилях в двух пунктах, расположенных у трассы М7, в Цивильске и Кугесях. Это уже дало результаты - с момента, когда на трассе появились такие машины, летальность при ДТП снизилась на 20%. Ведь теперь машины, оснащенные новейшей реанимационной аппаратурой, позволяют поддерживать состояние пациента в пути до медицинской организации, где пациенту окажут уже всю необходимую помощь.
– Недавно Президент России подписал перечень поручений по вопросам, связанным с организацией оказания скорой и неотложной медицинской помощи. Специалисты Минздрава РФ к 1 июня 2016 года должны подвести итоги эксперимента по передаче части функций скорой помощи частным компаниям, который проводился в нескольких российских регионах. В их числе есть и Чувашия. Оправдался ли эксперимент у нас?
– Переход здравоохранения на одноканальное финансирование (из одного источника – фонда ОМС), показал необходимость оптимизации расходования средств. Один из путей – передача непрофильных функций на аутсорсинг, в государственно-частное партнерство. В нашем случае – передача транспортных услуг скорой помощи в частные руки. Сама идея родилась и получила первое воплощение в Перми еще в 2008 г. Опыт региона решили опробировать еще в шести субъектах. Были выбраны регионы с внутренней готовностью. Ими оказались Архангельская, Вологодская и Кировская области, а также Пермский край, Марий Эл и Чувашия. Наш «пилот» начал работу с 2013 года. Партнером государства выступила компания «Эффективная система здравоохранения». Она инвестировала в Чувашию 120,7 млн рублей, обновив нам 80% автомобильного парка (78 машин). При этом полностью поменялась и технология обслуживания автомобилей, и сама технология эксплуатации автопарка. Если раньше на одну бригаду было две, а то и три машины (пока одна ездит – другие ремонтируются), то сейчас ни одна машина не простаивает, а ездит круглосуточно. А поскольку режим эксплуатации автомобиля ужесточился, то требуется всего по одной машине на бригаду. Так что ежедневно на линии работают 70 новых машин и 28 из прежнего фонда. Восемь машин скорой помощи стоят в резерве и выходят на линию только в случае серьезной поломки машины из рабочего фонда.
Минимизировались и расходы по обслуживанию. Сходы автомобилей с линии из-за поломок уменьшились в 1,8 раза, количество ремонтных часов – в 1,9 раза. Водитель скорой теперь вообще не занимается ремонтом – техническое обслуживание и содержание технического персонала стало заботой частного партнера, а водитель в начале смены получает полностью подготовленный к работе автомобиль. При этом заработная плата водителей увеличилась на 9,6%. Все отношения стали прозрачными и контроль ужесточился: теперь водитель не может приписать десяток-другой километров, воспользовавшись машиной в личных целях. Удельный вес непрофильных выездов (перевозок) с 2013 г. уменьшился в 1,5 раза, расход бензина – на 30%.
Но главный плюс партнерства – врачам вернули их миссию, освободив от транспортно-хозяйственных проблем.
«Пилотные» регионы постоянно обменивались опытом, делились удачными решениями. Сейчас «пилот» завершен. Результаты у всех разные, но для Чувашии, у которой не было финансовых средств на обновление автопарка вообще,   такая форма партнерства оказалась очень результативной. Есть явный экономический эффект и для республики в целом - задействованы огромные внебюджетные средства, идет уплата налогов - все это раскручивает экономику. В середине июня Минздрав РФ рассмотрит наши отчеты и решит, какие  из бизнес-моделей будут внедряться в российскую службу скорой помощи.  

– Каким образом организована работа службы?
– Скорую медицинскую помощь в республике оказывает РССМП, которая является головным учреждением, и 10 отделений СМП при центральных районных больницах. Внутри РССМП сформированы 10 подстанций: четыре – в Чебоксарах и шесть – в районах (Алатырь, Шумерля, Канаш, Вурнары, Цивильск, Новочебоксарск), каждая из которых координирует работу бригад скорой помощи своего «куста». Они же являются и пунктами контроля качества оказания скорой помощи. В целях максимально быстрого доезда скорой до места в республике развернуты 14 пунктов временного размещения бригад «03».
Для понимания читателей перечислим территории обслуживания. Московская подстанция №1 – Северо-Западный район столицы, Московская подстанция №2 – Юго-Западный район. Калининская подстанция Чебоксар обслуживает центр столицы. Ленинская – Новоюжный район столицы и поселки Кугеси, Ишлеи. Новочебоксарская – город и Заволжье, Атлашевское сельское поселение. Цивильск – город, район и Красноармейский район. Канаш – город и район, Янтиковский район. Вурнары – свой район и Ибресинский. Шумерля – город и свой район, Порецкий и Красночетайский районы. Алатырь – город и район. Зона Мариинско-Посадского района при слиянии уйдет к Новочебоксарской подстанции, а Батыревский, Яльчикский, Шемуршинский и Комсомольский районы будут координироваться из Батырево.
Ежедневно в республике на дежурство заступает 98 бригад. Бригады делятся на несколько видов: фельдшерские (70 бригад) и врачебные общепрофильные (24), психиатрические (2) и реанимационные (2).
На экстренные вызовы при возможности высылаем врачебные бригады. На  ситуации с явной угрозой для жизни (ДТП, падение с высоты, упал на улице, не подает признаков жизни) – едет специализированная реанимационная бригада. Отмечу, что
реанимационные бригады сейчас выполняют и функции существовавших прежде специализированных кардиологических бригад (в которые  ранее входили поликлинические кардиологи без опыта работы с экстренными случаями). Кроме того, сегодня на вызов по инфаркту может выезжать и фельдшерская бригада, так как  помощь она окажет ничуть не хуже врачебной специализированной бригады. Сейчас и фельдшера, и врачи скорой помощи имеют одинаковую подготовку, все они владеют алгоритмом обслуживания как взрослых, так и детей.
В связке со скорой помощью работает неотложная служба, которая создана без исключения во всех медицинских организациях первичного звена, включая детские. Неотложка, которая в этом году удлинила время своей работы (с 7 до 21 часа), а также стала работать в выходные, очень хорошо разгрузила скорую. Пациенты должны понимать, что скорая помощь – не «домашняя медицина». Если бригады начнут ездить по квартирам, чтобы измерять температуру и давление, они всегда рискуют не успеть на аварии или на инфаркты.
– Какова ситуация с кадрами?
– Всего на конец 2015 г. в службе «03» работало 117 врачей, 716 сотрудников среднего и 26 сотрудников младшего медицинского персонала. Кадрами мы укомплектованы практически полностью, в соответствии со структурой и количеством профильных вызов, а также разделением на село и город. Единственная проблема - медицинские работники работают на 1,5 ставки и больше, но чаще это связано с уровнем заработной платы. В ближайших задачах - снизить совместительство до 1,3-1,25 сохранив при этом уровень заработной платы.

Отмечу, что врач скорой помощи должен обладать широким кругозором, знаниями и практическими навыками. Ведь у него бывает мало времени на размышление. Максимум на обслуживание одного случая (с приема звонка до окончания вызова) – 45 минут. За это время бывает нужно не только доехать, но часто – снять кардиограмму, измерить сахар, оксигенацию в крови, интубировать трахею, сделать непрямой массаж сердца, дефибрилляцию. Поэтому так важен уровень практической подготовки и необходимость постоянного повышения квалификации.
Регулярно в течение года мы проводим научно-практические конференции для врачей и среднего медицинского персонала службы с привлечением главных специалистов и профессорско-преподавательского состава кафедр медицинского факультета Чувашского государственного университета. К сожалению, у современных выпускников существует небольшой пробел в практических приемах оказания срочной помощи, поэтому мы в 2015 году создали в РССМП симуляционный центр. Обычно его открывают только в крупных городах-миллионниках, но мы сами проявили инициативу, на свои доходы приобретя необходимое оборудование. Кстати, он также хорошо помогает нам при приеме на работу более тщательно отбирать кадры. Мы быстро понимаем, кто может работать в скорой помощи, а кто - нет.
Наша работа – не простая. За сутки одна бригада выезжает на 12-14 вызовов, а это 12 часов интенсивной непрерывной работы с ситуациями разной степени сложности. Остальное время бригада проводит в режиме ожидания. На подстанциях и пунктах скорой помощи мы создали для них комфортные условия, чтобы люди в это время могли передохнуть от всевозможных стрессов, принять душ и перекусить, заняться самообразованием. В прошлом году мы отремонтировали три подстанции, в этом году сделаем ремонт еще на четырех.
– Каким образом главный специалист координирует деятельность всех профильных специалистов? Есть ли частная скорая помощь в регионе?
– Скажу сразу – это контроль онлайн, а, значит, тотальный контроль. Во-первых, система ГЛОНАСС позволяет видеть местонахождение всех машин. Во-вторых, все бригады находятся на постоянной связи с диспетчерским центром.
Каждое утро все бригады съезжаются на свои подстанции на пересменку. Здесь отдежурившие медики отчитываются об отработанных вызовах, пополняют медикаменты, сдают документы. Здесь идет и техосмотр, заправка автомобиля, проводится небольшой ремонт (при необходимости – замена автомобиля).
Добавлю, что те станции, которые пока не присоединены к РССМП, и те, которые не будут присоединяться, контролируются в таком же алгоритме. Кроме того, каждое утро на планерке идет созвон со всеми больницами республики, мы также выясняем, сколько машин заступает на дежурство по неотложной помощи. И если где-то возникла «брешь», принимаем меры, чтобы люди не остались без помощи.  Частной скорой у нас нет.
– Есть ли в скорой помощи стандарты?
– Конечно, есть. Политика государства, нацеленная на повышение качества оказания медицинских услуг, привела к появлению стандартов.  В том числе – стандарта доезда скорой до места вызова, который сейчас составляет 20 минут. По итогам I квартала 2016 г. в норматив укладываются 96% всех выездов. Это – один из лучших показателей в России. Особенно радует то, что прорыв произошел за счет села: если раньше этот показатель был 80-85%, то сейчас – практически 92%.
20 минут – это результат российской практики, в соответствии с имеющейся инфраструктурой. Конечно, в ситуации, когда требуется экстренная помощь (ДТП, кровотечения, сложные черепно-мозговые травмы, инфаркты, инсульты), оптимален приезд на место в течение 7-8 минут (по данным зарубежных исследований) и мы  по возможности стараемся укладываться в это время. Для того, чтобы каждый вызов обслуживать с такой скоростью,  нужно в четыре раза увеличить количество станций, что экономически пока невозможно. Ну, а когда угрозы жизни нет, и на вызов едет неотложка - время ее пути может доходить до двух часов.
По всем угрожающим жизни состояниям, по каждому виду заболевания есть алгоритм опроса звонящего – он прописан в Национальном руководстве по скорой помощи. Так что, уже на этапе звонка, можно четко понять, находится пациент в критической ситуации или нет. Если все-таки ситуацию оценить сложно, тогда все решается в пользу больного и бригада направляется на вызов.
Лекарствами мы обеспечены полностью. Также в соответствии со стандартами, где четко прописан состав укладки, в ней должно находится около 80 препаратов. Жалобы на якобы плохое лекарственное обеспечение бригад скорой в основном поступают от пациентов с потребительским отношением к службе, считающих нас этакой  «аптекой на колесах» с 20 тысячью препаратов. И полагающих, что можно вызвать скорую буквально, чтобы «накапали корвалола».
– Давайте все-таки еще раз уточним: в каких случаях нужно, а в каких не нужно звонить в скорую?
– К скорой медицинской помощи относятся все угрожающие жизни болезни и патологические состояния, прогрессирующая стенокардия, остро возникшая аритмия, приступ удушья, травма или кровотечение с угрозой для жизни, отравление и шок любой этиологии, ожог, обморожение, судороги, утопление, повешение, острый психоз, потеря сознания, анафилаксия и аллергия, сыпь в сочетании с высокой не снижающейся температурой, боль в животе, срочные и домашние роды и другие внезапно возникшие тяжелые состояния.
Однозначно нельзя тянуть, если есть боли и жжение за грудиной – как сигнал возможного инфаркта, а также при угрозе инсульта - при внезапной головной боли, дезориентации, спутанности сознания и ухудшении зрения. Все эти состояния легко диагностируются уже на этапе телефонного разговора, и на вызов сразу направляется бригада.
Обязательно выезжаем при черепно-мозговых травмах, ведь они впоследствии могут вызвать проблемы в тканях мозга, а пациент, к которому опоздала скорая, становится дорогостоящим для медицины. Надо понимать, что если вы просто ударились головой, звонить в скорую не всегда обязательно. Но если вы потеряли сознание в момент удара, а когда пришли в себя - у вас началась тошнота, головная боль – то  это сигнал для вызова бригады.
Если вдруг у онкологического больного случится прорыв боли (что, в конечном итоге, означает дефект на этапе работы участкового терапевта), мы, конечно же, поедем и обезболим, но все же делать обезболивающее в плановом порядке - это не наш функционал.
А вот острая респираторная вирусная инфекция – вообще не повод для звонка в «03». Скорая помощь рецепты не выписывает, лечение не назначает и больничный не выдает. Максимум, к такому больному приедет бригада и сделает жаропонижающее, которое будет работать восемь часов, но ему все равно потом нужно будет идти в поликлинику к участковому или педиатру.
– Какие информационные новшества внедрены в службу скорой помощи?
– Начну с того, что в 2012 г. в России начала действовать система вызова оперативных экстренных служб (в том числе и скорой помощи) через единый номер МЧС 112. Напомню, что Чувашия была одним из трех регионов, отрабатывавших этот «пилот» на своей территории с 2007 г. 
Но, помимо канала МЧС, в 2013 г. Минздравом ЧР был создан собственный единый диспетчерский центр (call-центр), который стал концентрировать все звонки в «03». Это сразу решило проблему дозвона до скорой. Ведь, к примеру, раньше все зависело от расположения вышек мобильного оператора. Например, из Моргауш можно было попасть не на  чувашскую станцию, а в скорую Марий Эл.
У нас внедрена автоматическая система управления «Скорая помощь» с электронной картой вызова и статистикой, а также общей базой данных по республике. Все рабочие места в оперативном отделе и в диспетчерских  оснащены средствами для записи разговоров и автоматическими определителями номеров телефонов. С созданием единой диспетчерской значительно возросла и пропускная способность - компьютер раздает звонки диспетчерам равномерно. И если раньше среднее время дозвона составляло две минуты, то сейчас – 25-30 секунд. В сутки поступает около двух тысяч вызовов, из них непринятых и необработанных – 10-15. Да и это часто связано с тем, что сбрасывают звонок: либо это дети балуются, либо пациенты передумали вызывать скорую.
Централизация службы скорой помощи, а также ее информатизация позволили оптимизировать диспетчерские посты. В республике теперь отсутствуют посты, где целые сутки дежурил единственный диспетчер, что естественно снижало качество его работы. После оптимизации структуры в Чувашии осталось 4 диспетчерских поста, но при этом ежедневно дежурят 18 специалистов: 10 диспетчеров в Чебоксарах (два врача и восемь фельдшеров), по три диспетчера – в Канаше и Шумерле, два – в Алатыре. Диспетчер не только координирует звонки, направляя заявки ближайшим бригадам, но и со слов пациента оценивает степень серьезности ситуации для жизни и решает, какой именно бригаде отправиться на вызов – скорой или неотложной помощи. При возникновении затруднительных ситуаций диспетчера могут совещаться между собой и подключать к разговору с пациентом более опытного консультанта.
– Какие новые технологии появились в службе за последнее время?
– Наверное, самое главное достижение – то, что в службе скорой помощи с 2009 г. больным с острым инфарктом миокарда стала активно проводится тромболитическая терапия (растворение тромба) на догоспитальном этапе. А это – спасенные жизни! И количество процедур, проведенных именно в машине скорой помощи, ежегодно увеличивается. Если в 2014 г. из 201 процедуры тромболизиса, проведенных в республике, в скорой были сделаны 106, то в 2015 из 374 – 222, то есть в 2 раза больше!
- Можно ли говорить в разрезе вашей службы о достижениях в оказании помощи больным?
- Многие моменты выше я уже осветил, но подчеркну, что именно  за целый ряд нововведений, успешно реализованную модернизацию службы  Республиканская станция скорой медицинской помощи  награждена дипломом и хрустальным знаком в конкурсе «Марка качества Чувашской Республики 2015» в номинации «Услуги». Конечно, в ситуации снижения смертности по республике в целом  есть заслуга не только медицинского персонала каждой больницы и поликлиники, но и специалистов скорой помощи.
- Как проводится работа по уменьшению «непрофильных» вызовов?
- Сотрудники ССП стараются  вести работу по обучению населения правилам вызова «03» и неотложной помощи из поликлиник.  Как я уже говорил, активизирована передача  неотложных вызовов в поликлиники медорганизаций, особенно от групп хронических больных. Это привело к уменьшению на 8 тысяч вызовов скорой помощи – отсеялись непрофильные звонки. Идет работа и по повышению преемственности в работе «03» и первичного звена поликлиник.
- Что ждет службу «скорой помощи» Чувашии в ближайшем будущем? 
- Мы стараемся не отставать от отрасли в целом.  Поэтому одна из ближайших задач – обеспечить нашим специалистам мобильный доступ к «электронной медицинской карте» пациента. В России этот процесс едва начался. В РССМП  закупили планшеты пока на 8 бригад. Получив направление на вызов, специалисты имеют возможность  через  планшет увидеть историю болезни данного пациента, что сокращает время «входа» в ситуацию. Сейчас работаем с планшетами только в тестовом режиме.
В более отдаленных перспективах - интеграция с базой данных МИС для геопозиционирования звонившего, налаживание виртуальных телемедицинских консультаций, внедрение в работу экстренных служб беспилотных летательных аппаратов. Задумываемся и о возвращении санавиации в ее буквальном смысле.
– Ваши пожелания пациентам?
– Хочется попросить население быть более уважительными к нашей службе, а это значит – и к другим пациентам. То есть вызывать скорую помощь в действительно экстренных и опасных для жизни случаях. И если вы сами или ребенок обожглись, прищемили палец – обработайте поверхность, приложите холод и сходите в травмпункт.  
Ну и, конечно же, все должны стараться освоить  минимальные навыки оказания скорой помощи при различных ситуациях, особенно  если у вас в доме есть хронические больные или маленькие дети и старики, чтобы оказать доврачебную помощь.
На сайте главного внештатного специалиста по скорой медицинской помощи Минздрава Чувашии и на сайте РССМП, на нашей странице «ВКонтакте» есть «Школы пациента», где рассказывается о принципах оказания первой медицинской помощи по разным нозологиям. Поэтому я приглашаю с ними непременно познакомиться всех, кто активно бывает в интернете, и постараться обучить этим навыкам членов семьи.
Кстати, недавно в республике на эту тему вышла книга «Первая помощь на дороге, в быту, на отдыхе», автором которой является наш фельдшер Алексей Смирнов, которая может помочь вам быстро сориентироваться в личной ситуации и правильно сформировать  дома необходимую аптечку. Зная эти правила, в некоторых случаях можно вообще обойтись без помощи бригады «03». Возможно, вы также спасете этим чью-то жизнь.

Дата публикации: 29.05.16

Источник публикации: "Медицинский вестник"

В список публикаций
 
Нам важно ваше мнение!!!
зайдите сюда
(8352)23-55-84